РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«КОНСТАНТИНОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОНСТАНТИНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04.06.2013 № 147
г. Константиновск
О Памятке муниципальным служащим Администрации Константиновского городского поселения по недопущению ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе и порядку их урегулирования |
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции», Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Памятку муниципальным служащим Администрации Константиновского городского поселения по недопущению ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе и порядку их урегулирования согласно приложению.
2. Главному специалисту по кадровой, организационной и архивной работе Администрации Константиновского городского поселения довести настоящее постановление до сведения работников Администрации Константиновского городского поселения.
3. Главному специалисту по кадровой, организационной и архивной работе Администрации Константиновского городского поселения организовать обучение муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в Администрации Константиновского городского поселения по порядку предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе и обеспечить проверку полученных знаний.
4. Поручить комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в Администрации Константиновского городского поселения, и урегулированию конфликта интересов при выявлении случаев конфликта интересов на муниципальной службе устанавливать проходил ли муниципальный служащий обучение по вопросам, касающимся порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе, и каковы результаты полученных знаний.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации Константиновского городского поселения Ткачеву Л.В.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального обнародования.
Глава Константиновского
городского поселения В.Е. Калмыков
Приложение
к постановлению Администрации Константиновского городского поселения
от 04.06.2013 № 147
ПАМЯТКА
муниципальным служащим Администрации Константиновского
городского поселения по недопущению ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе и порядку их урегулирования
Введение
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Аналогичное определение содержит часть 1 статьи 141 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ).
При этом, в соответствии с частью 2 Федерального закона № 25-ФЗ под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона № 25-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Следует также учитывать, что личная заинтересованность муниципального служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица.
К обязательствам, которыми муниципальный служащий может быть связан с гражданами и организациями, могут быть отнесены обязательства по передаче имущества, выполнению работ (услуг), уплате денег, либо обязательства, вытекающие из трудовых, семейных правоотношений, а также основанные на административном акте, судебном решении и так далее.
В данной памятке для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность муниципального служащего, используется термин «родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего».
Под указанное определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых муниципальный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов муниципальных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы;
явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
В данной памятке рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для каждой из указанных «областей регулирования»: приводится описание типовой ситуации и рекомендации, как для муниципальных служащих, так и для представителя нанимателя (работодателя) по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях даются комментарии, поясняющие почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащие конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию.
Кроме того, при определении содержания функций муниципального управления учитывалось следующее.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Для целей данной памятки осуществление «функций муниципального управления» предполагает, в том числе:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
осуществление муниципального контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
организацию продажи приватизируемого муниципального имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков и другого недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности;
подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
проведение экспертизы и выдача заключений;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
представление в судебных органах прав и законных интересов муниципального образования.
В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе лежит обеспечение исполнения муниципальными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.
В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность муниципального служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Выяснение обстоятельств непринятия муниципальным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе муниципального служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о муниципальной службе и противодействии коррупции. Например, обращение муниципального служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.
Представителю нанимателя (работодателю) наряду с изменением должностного или служебного положения муниципального служащего необходимо:
использовать механизм проверок, предусмотренный постановлением Правительства Ростовской области от 26.04.2012 № 320 «О Порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению». В этой связи необходимо учитывать, что статьей 271 Федерального закона № 25-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;
активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий муниципального служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения муниципальным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется представителю нанимателя (работодателю) для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.
Мониторинг практики рассмотрения случаев конфликта интересов на муниципальной службе, а также анализ информации о деятельности комиссий показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются:
совершение действий, принятие решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;
выполнение муниципальным служащим иной оплачиваемой работы;
владение муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с муниципальной службы, если отдельные функции муниципального управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего.
Типовые ситуации конфликта интересов на муниципальной службе
и порядок их урегулирования
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления и (или) в принятии кадровых решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего. Например, рекомендуется временно вывести муниципального служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы является его родственник и (или) иное лицо, с которым связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Комментарий
Осуществление муниципальным служащим функций муниципального управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:
муниципальный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности муниципальной службы. При этом одним из кандидатов на вакантную должность муниципальной службы является родственник муниципального служащего;
муниципальный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника муниципального служащего.
При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций муниципального управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если муниципальный служащий предоставляет муниципальные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
2.1. Описание ситуации
Муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя (работодателю) информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя (работодателя). Представитель нанимателя (работодатель) не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного начальника в письменной форме.
В случае если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий и (или) его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, выполняют иную оплачиваемую работу.
Комментарий
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
При этом ситуация, при которой муниципальный служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность муниципального служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данной памятки. В соответствии с частью 2 статьи 141 Федерального закона № 25-ФЗ под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого муниципального служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.
2.2. Описание ситуации
Муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, связанной гражданско-правовыми обязательствами с другой организацией. При этом муниципальный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
При направлении представителю нанимателя (работодателю) предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации, связанной гражданско-правовыми обязательствами с другой организацией, оказывающей платные услуги, в которой родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, уже выполняли оплачиваемую работу, муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения муниципальным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование муниципальным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
работы (услуги), предоставляемые организацией, связанной гражданско-правовыми обязательствами с другой организацией, связаны с должностными обязанностями муниципального служащего;
муниципальный служащий непосредственно участвует в исполнении обязательств с организацией, в отношении которой осуществляет муниципальное управление;
организация, в которой работает муниципальный служащий и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, регулярно заключает сделки с организациями, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления и т.д.
При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, связанной гражданско-правовыми обязательствами с организацией, в которой осуществляет оплачиваемую работу муниципальный служащий и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Комментарий
При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация оказывает платные услуги, выполняет работы напрямую связанные с должностными обязанностями муниципального служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы, органы местного самоуправления и т.д. В этом случае муниципальный служащий не только осуществляет отдельные функции муниципального управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему, его родственникам и (или) иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.
2.3. Описание ситуации
Муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
При направлении представителю нанимателя (работодателю) предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальному служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции муниципального управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций муниципального управления в отношении организации муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, выполняют иную оплачиваемую работу.
2.4. Описание ситуации
Муниципальный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы.
Меры предотвращения и урегулирования
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется указать муниципальному служащему, что выполнение подобной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если муниципальный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении муниципального служащего от замещаемой должности.
Важно отметить, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
2.5. Описание ситуации
Муниципальный служащий участвует в принятии решения о закупке органом местного самоуправления товаров (работ, услуг), являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующих торгах, (закупках).
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется вывести муниципального служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения торгов (закупок), в результате которого у муниципального служащего есть личная заинтересованность.
3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами
Описание ситуации
Муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, владеют ценными бумагами организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
В случае если муниципальный служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции муниципального управления, он обязан уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым муниципальный служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи муниципальным служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
В случае если родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции муниципального управления, муниципальный служащий обязан уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов муниципальному служащему необходимо рекомендовать родственникам и (или) иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
До принятия муниципальным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Комментарий
Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение муниципальным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.
Для родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, ценных бумаг организации, на деятельность которой муниципальный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.
При рассмотрении данной ситуации необходимо отметить, что отсутствует коллизия норм статей 11 и 123 Федерального закона № 273-ФЗ. Статья 123 указанного Федерального закона устанавливает обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичные положения установлены частью 22 статьи 141 Федерального закона № 25-ФЗ.
В то же время в статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что в свою очередь предполагает применение изложенных в ней положений при наличии конкретной ситуации, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Таким образом, исходя из анализа взаимосвязанных положений частей 2, 4 и 6 статьи 11 вышеуказанного закона, предусмотренная обязанность муниципального служащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда муниципальному служащему стало известно о возможности такого конфликта.
4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
4.1. Описание ситуации
Муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему, его родственникам и (или) иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя (работодателю), в случае если ему стало известно о получении муниципальным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении муниципального служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то муниципальному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации органа местного самоуправления, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если представитель нанимателя (работодатель) обладает информацией о получении родственниками и (или) иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, подарков от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, рекомендуется:
указать муниципальному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
до принятия муниципальным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
Комментарий
Установлен запрет муниципальным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
Вместе с тем, организация или ее представители могут попытаться подарить муниципальному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит муниципального служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности муниципального служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации органа местного самоуправления и муниципальной службе в целом.
То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения муниципального служащего.
4.2. Описание ситуации
Муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, муниципальному служащему, его родственникам и (или) иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему следует уведомить непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя (работодателю) следует оценить, действительно ли отношения муниципального служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, муниципальному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
4.3. Описание ситуации
Муниципальный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя (работодателю), которому стало известно о получении муниципальным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать муниципальному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать муниципальному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами
5.1. Описание ситуации
Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, перед которой сам муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, имеют имущественные обязательства.
Меры предотвращения и урегулирования
В этом случае муниципальному служащему, его родственникам и (или) иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, муниципальному служащему следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, имеют имущественные обязательства.
5.2. Описание ситуации
Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники муниципального служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
5.3. Описание ситуации
Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед муниципальным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему следует уведомить непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед муниципальным служащим, его родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
5.4. Описание ситуации
Муниципальный служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с участием физических лиц и организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципального служащему следует уведомить непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, участвующих в рассмотрении судом дела с участием муниципального служащего, его родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с муниципальной службы
6.1. Описание ситуации
Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на муниципальную службу.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему в случае поручения ему отдельных функций муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на муниципальную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения муниципального служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.
Комментарий
Муниципальный служащий, поступивший на муниципальную службу из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой муниципальный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению муниципальным служащим его должностных обязанностей.
При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для муниципального служащего, его родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
6.2. Описание ситуации
Муниципальный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с муниципальной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции муниципального управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции муниципального управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации муниципальному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с муниципальной службы.
В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, муниципальному служащему следует уведомить непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с муниципальной службы.
С трудоустройством бывших муниципальных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации органа местного самоуправления, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:
бывший муниципальный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с органом местного самоуправления, в котором муниципальный служащий ранее замещал должность;
бывший муниципальный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности, которой является взаимодействие с органом местного самоуправления, в котором муниципальный служащий ранее замещал должность;
муниципальный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с муниципальной службы заниматься их реализацией.
7. Ситуации, связанные с явным нарушением муниципальным служащим установленных запретов
7.1. Описание ситуации
Муниципальный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Меры предотвращения и урегулирования
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему запрещается принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями
Представителю нанимателя (работодателю) при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение муниципальным служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
7.2. Описание ситуации
Муниципальный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Муниципальный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники муниципального служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Муниципальному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
Комментарий
«Советы», предоставляемые муниципальным служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте органа местного самоуправления и т.д. В любом случае, если муниципальный служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации муниципального служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками муниципального служащего и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
7.3. Описание ситуации
Муниципальный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения и урегулирования
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Представителю нанимателя (работодателю) при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение муниципальным служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также выяснить, какую именно работу он там выполняет.
7.4. Описание ситуации
Муниципальный служащий использует сведения конфиденциального характера или служебную информацию для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Меры предотвращения и урегулирования
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
В связи с этим муниципальному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Представителю нанимателя (работодателю), которому стало известно о факте использования муниципальным служащим сведений конфиденциального характера или служебной информации, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к муниципальному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с муниципальной службой, учитывая характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальный служащим своих должностных обязанностей.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения муниципальным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется представителю нанимателя (работодателю) для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.