ШЕРМИЦИИ

17 июля в жаркий полдень на Пухляковской земле, родине известного донского писателя Анатолия Вениаминовича Калинина произошла интересная встреча.

Автор этих строк был приглашен и представлял Константиновский казачий юрт, для того, чтобы расширить границы познания о нашем казачьем крае. Сразу бросилось в глаза особая атмосфера дружелюбия организаторов этого мероприятия. С первых слов общения, появилась уверенность, что здесь рады каждому прибывшему казаку и казачке.

В небольшом сквере разбиты походные воинские палатки, и возле них заметны хозяйственные хлопоты по обустройству походного быта.

Рядом расположился шатер с куполом передвижной походной казачьей церкви. Поодаль закреплено большое панно, на котором видны написанные широким форматом, незнакомого слова ШЕРМИЦИИ. По словарю А.В. Миртова «Донские говоры» — (Ш. воинские состязания которые имели богатые традиции и проводились к казачьим православным праздникам).

Подхожу к рослым парням в казачьих фуражках, в спортивной майке, где на старославянском шрифте прочёл «Дикое поле. com». Чуть позднее объяснили, что это название сайта в интернете, где можно узнать много полезного и интересного.

Казачий городок принял прибывающих казаков и казачек. Это видно, по казачьей национальной одежде. Здесь представляли себя кубанцы, терцы, донцы, старообрядческое казачье общество из г. Москвы. Приехали казаки всей семьей из г. Рязани их родовые корни здесь на Дону, казаки из Волгограда, Хопра, Новочеркасска, г. Ростова-на-Дону, станицы Уманской, Мечетинской, Александровской.

Шермиции Ростова-на-Дону

Шермиции восстанавливаются с 2002 года и проводятся этими казаками в ст. Мечетинской и Старочеркасской.

Это наши земляки из Зерноградского района приехали в Пухляковку впервые,

на чистом энтузиазме пропагандируют боевые искусства, которыми в совершенстве владели наши деды и прадеды. Главная задача 2-х дневной работы подготовить инструкторов для работы на местах. Для того, чтобы собрать воедино казаков, сохранить и объединить воинские традиции родившихся на древней донской земле.

Этот опыт подрастающему поколению необходимо передавать и сохранить воинскую культуру и уникальные традиции донских казаков.

В программе семинарских занятий шермиции следующие дисциплины.

— джигитовка — фланировка шашкой;

— рубка мишеней (лоза, пластиковая бутылка наполненная водой);

— поединки (фехтование- фланкировка) на мягких клинках (избежать травм соперников);

— фехтование — фланировка пикой (на пике шарик, чтобы не нанести травму):

— борьба на «ЛОМКА» (на двух соперников одеваются пояса и кто кого первым «поломает» уложит на землю);

Завершал семинар — показ старинная казачья забава, которая проходила и была популярна на земле станицы Константиновкой в прошлом веке борьба «стенка на стенку» — «КУЛАЧКИ».

Вся представленная программа составляет понятие термина казачьего слова ШЕРМИЦИИ. Мои собеседники-казаки добросовестно работают по своей инициативе, кстати, один из них имеет образование богослова, другой профессиональный журналист.

Открылось мероприятие построением казаков, служение молебна и семинарские занятия.

Было задано много вопросов представителю кубанского войска. Его одно из самых интересных сообщений о казачьей шашке — дончанке. Кубанский казак достойно и грамотно ответил, практически показал технику удара рубки лозы, пластиковой бутылки. А когда пригласил своего сына — казачонка Степана продемонстрировать умение, то сын не подвел своего отца — казака, лихо справился с поставленной задачей и получил заслуженное казачье «Любо!».

Затем к казачьему народу вышел председатель Федерации казачьих боевых искусств «Задонщина» Андрей Яровой — казак ст. Мечетинской. И вот здесь он показал такую технику владения казачьим оружием! Нам только осталось завидовать физической подготовке наших дедов и прадедов и посочувствовать и выразить сожаление японским каратистам, когда в руках у казака заиграли две шашки, и вокруг казака образовался ослепительный сверкающий ореол владения казачьим холодным оружием. А в голове прочно сидела строка из казачьего стиха.

«Попробуй, подойди!

Скрути-ка казака!».

Дальше с огромным интересом наблюдали приемы владения пикой. При показе боевых приемов лицо Андрея выражало гордость за нашу донскую землю, за казачье боевое искусство. Перед нами представлял военное искусство настоящий казак-воин, достойный приемник казачьих родов защитников границ Дона.

Видно было, что казак твердо держит в руке шашку и пику, уверенно выходит на поединок. Наглядно видно, что все это подпитано и держится на настоящем казачьем духе, который гуляет на степных полынных просторах нашего Тихого батюшки Дона.

Интересно проходила фольклорная казачья программа, беседы, споры. Расставались, как добрые и старые друзья — односумы, наметив планы на совместную работу по сохранению традиций православного Тихого Дона.

Мы стояли и стоим вместе как братья на нашей старинной казачьей донской земле. Так было всегда во все времена.

 

Казак Константиновского казачьего юрта А. Кошманов