1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены министерством внутренней и информационной политики Ростовской области в целях реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы в Ростовской области (2011-2013 годы)», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 10.08.2010 № 106.
1.2. Под коррупционным проявлением следует понимать препятствующее осуществлению прав и свобод юридических лиц и граждан действие (бездействие) муниципального служащего, вызванное наличием коррупционных факторов.
1.4. Служебное расследование коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих (далее – расследование) следует проводить в целях выявления фактов, обстоятельств, причин, которые поспособствовали коррупционным проявлениям со стороны муниципальных служащих.
1.3. Реализация полномочий органов местного самоуправления тесно связана с потенциальными коррупционными рисками.
К полномочиям, затрагивающим права и свободы граждан и юридических лиц, при осуществлении которых могут возникнуть коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих, можно отнести:
формирование, утверждение бюджета, контроль за его исполнением;
установление, изменение и отмену местных налогов;
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
обеспечение отдельных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда;
создание условий для жилищного строительства;
создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
утверждение различной градостроительной документации, включая правила землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
осуществление муниципального контроля;
проведение конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
1.5. Основанием для проведения служебного расследования может являться:
установление факта совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка;
информация в средствах массовой информации,
информация в обращениях юридических лиц и граждан;
иные обстоятельства.
1.7. Расследование может быть поручено одному или нескольким должностным лицам органа местного самоуправления, отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации (далее - должностное лицо). Также для проведения расследования может быть создана комиссия. Период проведения проверки целесообразно ограничить, например, тридцатидневным сроком.
1.8. При проведении служебного расследования должностные лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к полномочиям правоохранительных органов.
2. Организация проведения служебного расследования
2.1. Расследование проводится по решению представителя нанимателя (работодателя) (руководителя отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации). Решение о проведении расследования оформляется правовым актом органа местного самоуправления, отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации (далее - орган).
2.2. В правовой акт о проведении расследования следует включать следующие сведения:
основание проведения расследования;
фамилия, имя, отчество, замещаемая должность лица, в отношении которого назначается расследование;
состав комиссии для проведения расследования (в случае, если такая комиссия создана);
указание о временном отстранении муниципального служащего от замещаемой должности на время проведения расследования с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности (при необходимости);
срок проведения расследования.
2.3. При необходимости муниципальный служащий, в отношении которого проводится расследование, в соответствии с федеральным законодательством может быть временно, но не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей.
2.4. При проведении расследования рекомендуется изучить и установить:
причинно-следственную связь между действиями (бездействием) муниципального служащего и наступившими последствиями;
причины и условия, способствовавшие коррупционному проявлению со стороны муниципального служащего;
характер и размер вреда, причиненного муниципальным служащим в результате коррупционных проявлений с его стороны.
2.5. Муниципальному служащему, в отношении которого проводится расследование, а также иным должностным лицам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе проведения расследования, должно быть предложено дать письменное объяснение.
2.6. В случае отказа указанных лиц от дачи письменного объяснения должностному лицу, проводящему расследование (комиссии), следует составить соответствующий акт.
2.7. При проведении расследования может потребоваться изучение документов и предметов, видео- и (или) аудиозаписей, связанных с коррупционным проявлением со стороны муниципального служащего.
Результаты изучения оформляются протоколом, в котором необходимо подробно описать изучаемый документ, предмет или запись. В случае изучения записи может потребоваться текстовая расшифровка записанной речи, которая должна быть отражена также в протоколе.
3. Порядок проведения расследования и оформление его результатов
3.1. Муниципальный служащий, в отношении которого проводится расследование, вправе:
давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, проводящих расследование, должностному лицу, назначившему такое расследование;
знакомиться по окончании расследования с заключением и другими материалами по его результатам, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.2. Результаты расследования в обобщенном виде следует документально зафиксировать, например, путем составления заключения.
3.2.1. В заключении следует указывать:
фамилию, имя, отчество, замещаемую должность лица, в отношении которого проводилось расследование;
основание проведения расследования,
сведения о должностных лицах, проводивших расследование;
перечень, описание и результаты мероприятий, проведенных в ходе расследования;
сроки проведения расследования;
наличие либо отсутствие фактов, обстоятельств и условий, способствовавших коррупционным проявлениям со стороны муниципального служащего;
предложения о проведении в органе необходимых предупредительно-профилактических мероприятий по противодействию коррупции.
3.3. Заключение о результатах расследования должно быть подписано должностным лицом, проводившим расследование (членами комиссии). Целесообразно передать заключение на утверждение представителю нанимателя (работодателю) (руководителю отраслевого (функционального) или территориального органа местной администрации).
3.4. Если в ходе расследования сделан вывод о том, что есть основания полагать, что имело место совершение муниципальным служащим правонарушения, рекомендуется направить документы в соответствующий правоохранительный орган.
3.5. Из документов, образовавшихся в результате проверки, рекомендуется сформировать проверочное дело. Проверочное дело хранится в кадровой службе органа или специалиста, осуществляющего кадровую работу. Срок его хранения следует определить в номенклатуре дел соответствующего органа.
3.6. Результаты служебного расследования целесообразно использовать для укрепления служебной дисциплины и профилактики коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих, а также их устранения в деятельности органов местного самоуправления.
И.о. начальника управления муниципального правотворчества министерства внутренней и информационной политики Ростовской бласти |
М.В. Даниленко |
Е.В. Нарожная
269-45-70